В последнее время большинство владельцев автомобилей обращаются к помощи интернет-Форумов в поиске советов по качеству тех или иных расходных материалов. наиболее часто встречающийся вопрос касается тормозных колодок, так как это один из самых часто заменяемых расходников на любом автомобиле. однако редакция журнала «автозапчасти и цены» не стала следовать советам онлайн-знатоков, а обратилась к специалистам аккредитованной лаборатории Фгуп «нами», которые по нашему заказу провели испытания тормозных колодок двух отечественных производителей – Фобос и тиир – для легкового автомобиля ваз-2108 согласно регламентированным правилам еэк №13 н | макс шульц |
Эффективность работы тормозных колодок определяется по нескольким критериям, среди которых фрикционные свойства состава накладки, износостойкость фрикционной накладки, прочность соединения фрикционной накладки с основанием колодки, а также влияние состава накладки, которое она оказывает на износ тормозного диска. Обо всех этих критериях вам не расскажут на интернет-форумах, поэтому выбранные нами колодки были отправлены на испытания специалистам аккредитованной лаборатории ФГУП «НАМИ».
Как проводились испытания
Итак, объектом наших испытаний стали тормозные колодки для ВАЗ-2108 двух производителей: ФОБОС-2108-350180 П-005 и ТИИР R-299 2192-3501080-19 02 16 2 13 24. Всего для испытания было представлено по четыре колодки от каждого производителя, то есть по два комплекта.
Испытания проводились с использованием динамометрического стенда СТН НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля ВАЗ-2108 с невентилируемым (сплошным) тормозным диском производства компании «АЛНАС».
Во время тестов испытуемым компонентам создавались равные условия. Каждый комплект колодок специалисты тестировали с новым тормозным диском. Собственно говоря, стенд имитирует условия работы стандартного тормозного механизма ВАЗ-2108 – диск, суппорт и две колодки, но в отличие от автомобиля тормозной диск установлен на специальном маховике, масса которого подобрана по расчетам, исходя из массы автомобиля, таким образом, чтобы при замедлении имитировать нагрузку на тормоз с обычной вазовской «восьмерки».
В процессе испытаний вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском разгонялись на приводе стенда до определенной частоты вращения соответствующие скорости автомобиля, после чего под действием давления в суппорте затормаживались при заданном тормозном усилии. В нашем случае с учетом имеющегося в комплекте стенда набора технологических грузов, на валу стенда были установлены вращаемые инерционные массы суммарным моментом 40 кг• кв. метр.
Характеристики эффективности торможения определялись в виде зависимости среднего тормозного момента от:
1) приводного усилия (давления в тормозном цилиндре) при заданной начальной скорости торможения;
2) начальной скорости торможения при заданной величине приводного усилия (давления в тормозном цилиндре);
3) температуры тормозных накладок.
При испытаниях колодок в зоне контакта фрикционной пары температура определялась на рабочей поверхности тормозного диска на среднем радиусе трения скользящей термопарой типа «хромель-алюмель».
Виды испытаний
Представленные для испытаний в ФГУП «НАМИ» колодки подверглись пяти тестам, два из которых повторные. Но перед тем, как начать полноценные испытания, каждая исследуемая пара тормозных колодок подверглась приработке рабочей поверхности фрикционной накладки в режиме многократных торможений при определенной температуре тормозного диска и заданного давления в приводе.
В нашем случае приработку осуществляли посредством сотни торможений при скорости с 60 км/ч до полной остановки. При этом температура диска в зоне контакта колодки при торможении составляла 100 градусов по Цельсию (°C) при давлении в приводе 50 кг на квадратный метр. После чего замерялась толщина колодок. После приработки специалисты НАМИ провели цикл
испытаний в зависимости от давления в приводе, скорости и температуры. После этих режимов – снова был сделан замер толщины колодок. Измерение толщины колодок проводилось в двух местах на расстоянии 30 миллиметров от наружного края колодки с помощью микрометра.
Испытание №1
Итак, на первом этапе испытаний в лабораторных условиях на горячем диске, разогретом до температуры в 100 °C, имитировалось торможение автомобиля со скорости 100 км/ч до полной остановки. При этом между каждым последующим торможением менялось давление жидкости в приводе от 20 до 80 кг на кв. сантиметр. Грубо говоря, во время первого испытания имитировалась разная сила нажатия на педаль тормоза для более эффективного торможения.
Чем выше давление привода, тем тормозной момент должен быть выше, соответственно, торможение будет более эффективным. В представленном тесте тормозной момент у колодок ТИИР оказался гораздо выше, чем у колодок ФОБОС. При этом тормозной момент у первых колодок растет равномерно, соответственно оказываемому давлению. Тормозной момент колодок ФОБОС так же растет, но в конечном результате не так стабильно, как колодок ТИИР. При повторном испытании при тех же условиях – так называемый тест на восстанавливаемость – колодки обоих производителей показали практически неизменные результаты.
Испытание №2
Если во время первого испытания тормозной момент зависел от силы давления на педаль тормоза, то во втором тесте проверялась эффективность торможения колодок в условиях разной скорости при одинаковой силе нажатия на педаль тормоза. Во время этого испытания менялась скорость, с которой производилось торможение, а давление в приводе оставалось стабильным – 50 кг/кв.см. Испытания проводились на тормозном диске, разогретом до температуры 100 °C. В этом испытании победа опять осталась за колодками ТИИР, показавшими стабильный тормозной момент в диапазо не торможения со скоростей от 40 до 140 км/ч. При этом даже во время торможения со скорости 140 км/ч до полной остановки тормозной момент у колодок ТИИР был выше 90 Н ×м, а у конкурента – колодок ФОБОС, при давлении жидкости в 50 кг/кв.см оказался минимальный тормозной момент – ниже 50 Н ×м.
Испытание №3
Во время третьего цикла испытаний колодки проверялись по принципу «торможение по методике Fade» – условия, приближенные к торможению на горной дороге. Каждые 45 секунд происходит торможение со скорости 120 км/ч до 60 км/ч. В нашем случае применялись не 25 последовательных торможений, а всего лишь 15. В результате таких испытаний колодки разогреваются до очень высокой температуры, что влияет на эффективность торможения. При каждом торможении колодки разогреваются все сильнее и сильнее. В этом состязании двух производителей победу вновь одержал ТИИР, колодки которого показали стабильный тормозной момент, выше 35 Н ×м, во время всех 15 торможений. Хотя у колодок ФОБОС и увеличивается тормозной момент во время четырнадцатого-пятнадцатого торможения, но при пятом торможении они не показали должного эффекта и стабильности.
Результаты
После проведенных испытаний колодки были замерены и оценена их износостойкость. Вновь по результатам ТИИР показал себя гораздо лучше. Средняя величина износа колодок ТИИР составила 0,21 мм, в то время как колодки ФОБОС после тестов истерлись в два раза сильнее. Величина их износа составила 0,46 мм. По результатам испытаний специалисты НАМИ вынесли свой вердикт, согласно которому тормозные колодки ТИИР в сравнении с тормозными колодками ФОБОС оказались лучше. Они обеспечили более высокую эффективность и стабильность торможения не только при разной силе нажатия на педаль тормоза, но и при торможении с разных скоростей. При этом, чем выше давление, тем больше разность значений тормозного момента, как при начальных, так и при повторных испытаниях. В зависимости от начальной скорости движения автомобиля показатели тормозного момента колодок марки «ТИИР» гораздо выше, чем колодок «ФОБОС». При этом колодки ТИИР показывают более стабильную работу. При циклическом торможении со скорости 120 км/ч до 60 км/ч колодки ТИИР показали более высокие результаты вплоть до 12-го торможения, хотя после 13-го цикла колодки ФОБОС показали лучший тормозной момент. В итоге специалисты НАМИ пришли к выводу, что по своим показателям колодки ФОБОС существенно уступают своему аналогу от ТИИР. Поэтому безоговорочную победу в наших испытаниях одержали колодки марки «ТИИР»
Источник: Автозапчати и цены www.autozap.biz