ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Автобусы ПАЗ-3205,ПАЗ-32053 имеет рабочую, стояночную, запасную и вспомогательную тормозные системы.
Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения автобуса до полной остановки. Привод тормозных механизмов колес пневматический, двухконтурный, раздельный для передних и задних колес.
Стояночная тормозная система предназначена для затормаживания задних колес во время стоянки авто- буса. Стояночный тормоз приводится в действие поворотом рукоятки крана в крайнее фиксированное положе- ние. После чего воздух выпускается из-под поршней задних тормозных камер, пружины энергоаккумуляторов разжимаются и воздействуют на тормозной механизм.
Запасная тормозная система обеспечивает торможение автобуса в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы. Функции запасной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тор- мозной системы, а также контур стояночной тормозной системы. Кран управления стояночным тормозом обеспечивает изменение интенсивности торможения в зависимости от положения его рукоятки.
Вспомогательная тормозная система (моторный тормоз) предназначена для уменьшения нагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы при движении автобуса на затяжных спусках.
Антиблокировочная система (АБС) тормозов обеспечивает устойчивое торможение автобуса на дорогах с низким коэффициентом сцепления колес с дорожным покрытием. Выход из строя АБС не нарушает работы тормозной системы автобуса.
Внимание! Номинальное давление в пневмосистеме привода тормозов должно находиться в пределах(0,65…0,80) МПа.
Рабочая тормозная система состоит из колесных тормозных механизмов и пневматического привода. Тормозные механизмы мостов производства ОАО "КААЗ" барабанные, с кулачковым разжимным механизмом и автоматической регулировкой зазора при износе накладок.
Тормозные механизмы мостов фирмы "DANA" дисковые, произведены фирмой WABCO, с автоматической регулировкой зазора при износе накладок и датчиком износа накладок.
Техническое обслуживание барабанных тормозных механизмов
Проверка состояния тормозных барабанов, колодок и фрикционных накладок тормозных механизмов колес производится при каждом обслуживании. Остаточная толщина тормозных накладок может быть проверена через смотровые окна в тормозных барабанах или в щитках тормозных механизмов. При толщине накладки менее 5 мм следует снять тормозной барабан и произвести оценку износа по расстоянию от заклепки до поверхности накладки.
Перед снятием задних тормозных барабанов необходимо отключить стояночный тормоз. Если тормозной бара- бан не снимается с колодок из-за буртика, образовавшегося при износе барабана, необходимо свести колодки. Для сведения колодок следует вращением винта регулятора тормоза, повернуть регулировочный рычаг в сторону, противоположную ходу штока тормозной камеры при торможении. Снятые детали тормоза очистить от загрязнений, удалить ржавчину и осмотреть рабочие поверхности. Тормозные барабаны не должны иметь трещин и сколов.
Если на тормозном барабане обнаружены глубокие задиры, риски или износ по диаметру более 0,5 мм, то такие барабаны следует расточить до одного из ближайших ремонтных размеров, приведенных в таблице.
Размеры
|
Диаметр наружной поверхности
колодок, мм
|
Внутренний диаметр тормозного
барабана, мм
|
Номинальный
|
379,6-0,60
|
380,5+0,36
|
1-й ремонтный
|
380,6-0,60
|
381,5+0,36
|
2-й ремонтный
|
381,6-0,60
|
382,5+0,36
|
3-й ремонтный
|
382,6-0,60
|
383,5+0,36
|
4-й ремонтный
|
383,6-0,60
|
384,5+0,36
|
Если после механической обработки барабана его внутренний диаметр будет превышать 384,5 мм, то такой барабан следует заменить на новый. Предельный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана, при достижении которого эксплуатация автобуса запрещается -386 мм.
Шероховатость обработанной поверхности барабана должна быть не выше Ra= 2,5 мкм.
Тормозные колодки не должны иметь механических повреждений. На фрикционных накладках не допускаются сколы и трещины, проходящие через отверстия для заклепок или протяженностью более 15 мм. В случае замасливания поверхностей накладок накладки подлежат замене.
Оценивать износ накладки следует по расстоянию от заклепки до поверхности накладки в месте наибольшего износа. При износе накладки до уровня 0,5 мм над заклепкой накладка бракуется. Это расстояние должно быть для серийной колодки не менее 2 мм. В случае применения накладок из другого материала следует руководствоваться временем изнашивания этих накладок в действующих условиях эксплуатации автобуса с тем, чтобы до следующего обслуживания была гарантия не допустить изнашивания накладок до заклепок. Не допускается установка на тормозные барабаны одной оси колодок с различным материалом накладок.
Внимание! С целью обеспечения максимального срока эксплуатации тормозных накладок рекомендуется ис- пользовать для замены накладки модели DB764/FO764, изготовленные фирмой "FOMAR ROULUNDS" (Польша).
Новые накладки не должны иметь перекосов и других повреждений. Размер накладок должен быть подогнан по тормозному барабану и обеспечен зазор между барабаном и накладкой не менее 0,3 мм. Операцию подгонки выполнить на токарно-винторезном станке с использованием специального приспособления.
Не следует заменять только одну из колодок тормоза или накладки на одной стороне автобуса. Если необходимо заменить одну или обе накладки на одном колесе, то лучше произвести такую замену на обеих сторонах моста автобуса, чтобы исключить его увод в сторону при торможении.
Следует периодически проверять эффективность работы тормозных механизмов колес на роликовом стенде. Усилия тормозных механизмов, действующие на колеса одной оси, должны быть примерно одинаковыми. Допустимая разница по усилиям для прикатанных тормозов не должна превышать 25 % максимального значения.